Настройка GSM-SIP шлюза
Чтобы принимать в программу SeDiManager звонки, которые поступают на СИМ-карту сотового оператора, нужно установить и настроить GSM-SIPшлюз. С помощью такого шлюза можно сделать СИМ-карту доступной для многих пользователей, в том числе и находящихся в разных местах. Схема такого подключения приведена на рис.1.
![](/userfiles/158/images/Один.jpg)
Рис.1. Схема работы GSM-SIP шлюза.
На рисунке видно, что помимо собственно шлюза для организации работы требуется наличие как минимум двух SIP-аккаунтов. SIP-аккаунт - это пользователь какого-либо провайдера, предоставляющего услуги SIP-телефонии. SIP-провайдер может быть любой, но необходимо, чтобы он удовлетворял двум основным требованиям:
-
SIP-провайдер должен разрешать передачу номера звонящего на СИМ-карту в сеть SIP (у нас: чтобы система могла определить номер и данные звонящего);
-
При подключении нескольких устройств к одному аккаунту этого провайдера входящий звонок на этот аккаунт должен ОДНОВРЕМЕННО проходить на ВСЕ подключенные устройства (у нас: чтобы входящий звонок шел параллельно нескольким диспетчерам).
Возможно, этим требованиям удовлетворяют много SIP-провайдеров. Мы будем рассматривать настройку шлюза с использованием провайдера sipnet.ru.
Регистрация аккаунтов у него бесплатна. Перед настройкой шлюза нужно зарегистрировать у провайдера два аккаунта - один для программы SeDiManager и один для шлюза. В нашем примере эти аккаунты имеют имена соответственно аккаунт_в_программе и аккаунт_шлюза.
В систем СеДи давно и успешно работают шлюзы семейства GOIP. Они бывают 1-, 4-х и 8-канальные (по числу СИМ-карт). Настройку будем производить на примере такого шлюза.
Итак, у нас есть СИМ-карта, шлюз GOIP и два SIP-аккаунта.
Для входа в web-интерфейс настройки шлюза можно использовать порт LAN шлюза, присоединенного к локальной сети, так как это штатное рабочее соединение шлюза с сетью интернет. LAN-порт обеспечивает соединение по протоколу TCP/IP по любому IP-адресу в локальной сети. Нужно только определить IP-адрес шлюза в локальной сети. Это делаается с помощью, например, сканера IP-адресов локальной сети - их много в сети интернет.
Введите IP-адрес шлюза в адресную строку браузера, нажмите «перейти», и если всё правильно – откроется окно (Рис. 2):
![](/userfiles/158/images/Два.jpg)
Рис.2. Окно авторизации шлюза.
По умолчанию Имя пользователя и Пароль одинаковы: admin. Настоятельно рекомендется поменять пароль после настройки шлюза!
Итак, мы вошли в web-интерфейс настройки шлюза. Первое окно, которое мы видим, выглядит примерно как на рис.3. В зависимости от модели шлюза и версии его ПО картинка может немного отличаться. ВНИМАНИЕ! Это относится и к другим рисункам.
![](/userfiles/158/images/Три.jpg)
Рис.3. Статус шлюза.
На этом рисунке видно, что SIP-аккаунты шлюза зарегистрированы в сети SIP-провайдера (левый столбец данных, статус LOGIN), СИМ-карты вставлены и тоже зарегистрированы у GSM-провайдера (правый столбец данных, статус LOGIN).
В случае если СИМ-карты в шлюз не вставлены – статусы будут LOGOUT.
Средний столбец дает информацию об IP-адресе шлюза в сети и DNS-сервере. При необходимости они могут быть заданы и вручную.
В левой части экрана расположено меню, через которое осуществляется доступ к основным настройкам шлюза и другим функциям.
Для работы шлюза нужно ввести два типа настроек: системные и пользовательские. К первым относятся настройки, которые принципиально необходимы для работы шлюза с программой SeDiManager, а вторые описывают аккаунты, переадресацию, доступ к СИМ-карте и т.п.
Введенные настройки сохраняются по нажатию либо пункта меню «Configurations- SaveChanges», при этом настройки сразу вступают в силу. Иногда бывает полезно перезагрузить шлюз. Это делается через пункт меню «Tools- Reboot».
Системные настройки шлюза, нужные нам по умолчанию, не очень сложны. Описывать их смысл здесь не будем. Эти настройки приведены ниже на рисунках 4, 5 и 6. Обращаем внимание на настройки, обведенные красным (как правило, заводские значения этих настроек отличаются от тех, которые нам нужны), попутно проверяя состояние других настроек.
Доступ к настройкам шлюза открывается при нажатии на пункт меню «Configurations» в левой части окна браузера. При этом появляются подразделы меню настроек. В подразделе «Preferences» (рис. 4) надо убрать галочку «IVR», в подразделе «NetworkConfiguration» нужно либо выбрать вариант «DHCP», как на рисунке, либо «StaticIP» и вручную задать необходимый IP-адрес шлюза и маску в подсети.
Рис.4. Системные настройки шлюза.
В подразделе «CallSettings» (рис. 5) нужно снять галочку «SIP183» (п.2) и установить галочку «SymmetricRTP» (п.4). Для получения доступа к этим настройкам нужно предварительно нажать на «AdvancedSettings» (п.1) и «MediaSettings» (п.3). Здесь же нужно установить тип используемой технологии IP-телефонии: «SIPPhone» (п.5).
![](/userfiles/158/images/Пять.jpg)
Рис.5. Настройки шлюза
И, наконец, в подразделе «CallDivert» необходимо установить настройку «UseCIDasSIPCallerID» (п.6 на рис.6). Чтобы эта настройка стала доступной, надо выбрать пункт меню «SaveChanges» после установки настройки п.5 рис. 5 в значение «SIPPhone».
![](/userfiles/158/images/Шесть.jpg)
Рис.6. Пользовательские настройки шлюза
Как правило, шлюз начинает нормально работать с такими системными настройками. В конце инструкции будут описаны варианты настроек, позволяющие решить проблемы в ситуациях, когда шлюз не работает со стандартными системными настройками.
Переходим к пользовательским настройкам. В первую очередь это, конечно, настройки SIP-аккаунта шлюза. Все нужные настройки SIP-аккаунта приведены на рис.4. Здесь в п. А выбирается значение «SingleServerMode» для одноканального шлюза или «ConfigbyLine» с указанием номера настраиваемой линии для многоканального шлюза. Собственно аккаунт шлюза прописывается в п. С, а также логин аккаунта обязательно указывается в п. В. В качестве логина аккаунта можно использовать и внутренний ID, как правило, присваиваемый аккаунту при регистрации у SIP-провайдера. В обведенные рамкой поля вписываются по необходимости соответствующие IP- или DNS-адреса используемого SIP-провайдера. В нашем случае это sipnet.ru. Некоторые из этих полей могут быть и пустыми.
Если настройки аккаунта шлюза указаны верно, после нажатия в меню «SaveChanges», а через 2-5 секунд «Status», мы увидим статус «LOGIN» в поле статуса соответствующего SIP-канала, как показано на рис. 3.
На следующих пользовательских настройках (рис. 6) остановимся более подробно. Они задают режимы доступа к шлюзу и аккаунтам со стороны GSMи со стороны SIP.
Системная настройка CIDForwardMode(п.6 рис. 6) позволяет передавать номер абонента, звонящего на СИМ-карту, в сеть SIP, что в свою очередь позволяет идентифицировать звонящего по номеру телефона.
Настройки 7, 8, 9 и 10 определяют режим доступа к СИМ-карте со стороны SIP.
п.7 – разрешение звонить с СИМ-карты из SIP-сети. Если установить «Disable», с СИМ-карты никак нельзя будет позвонить.
п.8. – способ защиты доступа к СИМ-карте из SIP: в нашем случае это список доверенных номеров – «TrustList». Сам этот список (п.10) открывается по нажатию на ссылку «VoIPTrustList» (п.9). Можно вписать до 15 SIP-аккаунтов, которым разрешен доступ к СИМ-карте в шлюзе.
В приведенном примере звонки с СИМ-карты разрешены только SIP-аккаунту «аккаунт_в_программе».
Настройки 11, 12 и 13 определяют режим передачи входящих звонков на СИМ-карту в SIP-сеть.
п.11 – разрешение передачи входящих на СИМ-карту звонков в сеть SIP.
п.12 – SIP-аккаунт, на который необходимо перенаправлять входящие звонки.
п.13 – способ защиты доступа к SIP-аккаунту, на который передаются звонки. Защита должна быть отключена, если любой абонент безо всяких препятствий должен иметь возможность дозвониться через шлюз до «аккаунта_в_программе».
Следующий блок пользовательских настроек: условная/безусловная переадресация входящих на СИМ-карту звонков. Доступ к ним производится нажатием на ссылку «GSMCallForwardList» в разделе меню «CallDivert» (см. рис. 7). Это стандартные настройки СИМ-карты, не требующие пояснений кроме того, что они обязательно должны быть указаны здесь, иначе ранее установленные для СИМ-карты настройки переадресации звонков будут стерты.
Рис.7. Настройки переадресации СИМ-карты.
На этом настройка шлюза для работы с программой SeDiManager закончена. Остается прописать новый канал в программе, сделать его коллективным и можно раздавать его пользователям программы.
Настройки канала в программе приведены на рис. 8. Особенность настройки: указание в поле «Шлюз» аккаунта, прописанного нами в шлюзе.
![](/userfiles/158/images/Восемь.jpg)
Рис.8. Настройки канала с GSM-SIP шлюзом D программе SeDiManager.
Некоторые способы решения возможных проблем в работе шлюза.
Как правило, основные проблемы в работе шлюза связаны с конфликтами портов, с наличием в сетях и в подсетях, где установлен шлюз, разных программных средств ограничения доступа, защиты информации и т.п. – так называемом NAT. Иногда NAT«режет» сигнальные пакеты, иногда голосовые. В результате либо вообще нельзя дозвониться в ту или иную сторону через шлюз, либо при дозвоне одной или обеим сторонам разговора ничего не слышно.
Есть множество вариантов решения этих проблем, некоторые из них рассмотрим или упомянем здесь.
![](/userfiles/158/images/Девять.jpg)
Рис.9. Настройки обхода NAT
-
Смена портов. На рис. 9 п.п.1 и 2 показано, где в настройках шлюза можно поменять номер сигнального порта и диапазон голосовых портов. Можно попробовать решить проблему изменением этих настроек.
-
Обход NATс помощью STUN-серверов. В п.п.3 и 4 рис. 9 показано, где можно выбрать эти варианты настроек и указать STUN-сервера.
-
Можно попробовать организовать на роутере сети DMZ для шлюза.
-
Можно установить шлюз в другом месте…)))
-
И много других вариантов…